Не шоу «православных моржей»

Протоиерей Георгий Митрофанов

Я надеюсь, что люди, которые сегодня уже были в храме в Крещенский Сочельник, и завтра пойдут в храм, придут туда не за святой водой.

Они пойдут туда для того, чтобы молитвенно обратиться к Богу, причаститься святых Христовых таин, освятить себя в Церкви в более полном смысле этого слова, чем это обычно бывает тогда, когда люди обращаются к Богу вне богослужения, вне Божественной литургии, вне храма. Если они при этом возьмут святую воду, их окропят в храме святой водой, это будет иметь определенного рода значение – но значение совершенно иного плана.

Не шоу «православных моржей»

Крещение – праздник, неотделимый от Рождества Христова. Эти события связаны между собой, не случайно святки начинаются в Рождество и завершаются Крещением – это особый период. Я бы хотел напомнить людям о том, что за последние несколько десятилетий он как будто бы начал утрачивать свое первоначальное духовное евангельское значение.

Он превратился в какое-то отвратительное, очень часто развлекательное шоу «православных моржей», которые хотят испытать и пережить какой-то физиологический драйв. Это люди, которые, пытаясь разнообразить свой скучный досуг, придумали в конце периода беспросветного отдыха еще одно развлечение в виде купания в холодной воде и созерцания купающихся с последующим прогреванием горячими пирожками, чаем и горячительными напитками.

Для меня это, по существу, чисто языческое действие, которое мешает людям увидеть первоначальный смысл Крещения. А он заключается именно в том, что в этот праздник мы должны особенно тесно ощущать свою связь со Христом.

В этот день мы должны ощущать себя в Церкви

Мы все, кто в Церкви – уже крещены, и наше крещение происходило, как правило, не в праздник Крещения, а именно в тот момент, в тот день и в тот час, когда над нами совершалось таинство Крещения. Мы все крещеные христиане, и нет никакой необходимости повторять это таинство. Оно неповторимо согласно церковной традиции. Крещение во имя Пресвятой Троицы осуществляется только один раз в жизни. В этот праздник мы должны вспомнить о том, что мы уже призваны к тому, чтобы быть христианами и до этого праздника, и во время этого праздника, и после этого праздника.

Быть христианином – это значит жить во Христе и со Христом. Именно благодаря тому, что в момент, когда мы вспоминаем сейчас праздник Крещения, в тот день много веков назад Христос, войдя в воды Иордана, освятил их, и стало возможным то уникальное крещение, через которое прошли мы все и через которое до Христа не могли пройти даже лучшие из людей, ученики Иоанна Крестителя.

Это таинство стало возможным для нас, мы приобщились к этому таинству в Церкви. В этот день мы должны ощущать себя в Церкви, а не в иордани стоящими или бросающимися в очередную воду крещенскую или Богоявленскую, и не развлекающимися созерцанием таких энтузиастов, от которых больше отдает нормами ГТО и экстремальными видами спорта, чем духовной жизнью.

Ведь все это – торжество плоти, попирающее торжество духа, который мы должны ощущать именно в единстве со Святой Троицей, в единстве церковном. Святая вода в данном случае является видимым физическим знаком того, что так или иначе Христос присутствует в нашей жизни постоянно.

Крещенская вода была более «ядреной»

Отвратительно и другое: мы видим в церквах в это время очереди, состоящие часто из людей, не ведущих полноценную церковную жизнь, но привыкших по своей советской ментальности все подаваемое бесплатно хватать и употреблять исключительно для земной жизни.

В связи с этим я не могу не вспомнить трагикомический эпизод еще советского времени, когда я был начинающим священником и услышал разговор двух прихожанок храма, которые сравнивали чудесные свойства Богоявленской и крещенской вод.

Они были различны – крещенская вода была более «ядреной», с точки зрения одной из этих прихожанок. В частности, было очень полезно, доведя ее до температуры кипения, но не кипятя, опустить туда больной орган, например. Слушая этот жуткий разговор, я, с одной стороны, возмущался, с другой стороны, не мог не испытать сочувствия к этим несчастным, обделенным нормальным здравоохранением больным дремучим женщинам. Это было в те времена, в 80-е годы.

Сейчас, когда у нас за плечами четверть века миссионерства, катехизации, просвещения, мы видим нечто другое – превращение этого праздника в очередное, наполненное элементами давно уже изжившего себя фольклора, развлекательное представление, которое, по сути, не только не меняет души его участников, но которое, по существу, дезориентирует их духовно. Явление видения Святой Троицы превращается в очередную, я бы так сказал, развлекательную психофизиологическую процедуру по поводу испытания возможностей своего организма и по поводу его «энергетического очищения».

Факт встречи со Христом

Я могу пожелать только одного всем тем людям, которые сегодня были в храме, пойдут в храм на службу, будут завтра в храме – вы должны идти в храм для того, чтобы приобщиться к Господу нашему Иисусу Христу, приобщиться Его святых таин.

Принеся в дом святой воды в качестве факта этой встречи со Христом, прошу вас, употребляйте эту святую воду так, как должно, с благоговением воспринимая ее как великий знак незримого, но благодатного присутствия Бога в нашей жизни.

http://www.pravmir.ru/protoierey-georgiy-mitrofanov-ne-shou-pravoslavnyih-morzhey/

 
 
 
Сегодня 3 мая (20 апреля) суббота
Мученик Гавриил Белостокский

Седмица 2-я по Пасхе.

Прп. Феодора (Житие, икона) Трихины. Свтт. Григория (Житие), Анастасия (Житие) I Синаита , Патриархов Антиохийских. Прп. Анастасия (Житие), игумена Синайской горы. Прп. Александра (Житие, икона) Ошевенского. Мч. младенца Гавриила (Житие, икона) Белостокского. Свт. Николая (Житие, икона), еп. Охридского и Жичского. (Серб.) Свт. Феодосия исп., еп. Коломенского. Кипрской (Икона, икона) иконы Божией Матери.

8.30   Часы 3-й, 6-й. Литургия. Панихида. Молебен о Российских воинах.
16.30   Молебен о беременных.
16.45   Исповедь.
17.00   Всенощное бдение.
Завтра 4 мая (21 апреля) воскресенье
Неделя 3-я по Пасхе, святых жен-мироносиц. Праведных Иосифа Аримафейского и Никодима. Сщмч. Ианнуария еп. и дружины его (ок. 305). Блгв. Тамары, царицы Грузинской (XIII).
6.30   Часы 3-й, 6-й. Литургия. Заупокойная лития.
9.00   Часы 3-й, 6-й. Литургия. Молебен. Крестный ход.
16.45   Исповедь.
17.00   Вечерня с акафистом Воскресению Христову.
Все расписание богослужений


Бог говорит с человеком шёпотом любви, если же он не слышит - то голосом совести. Если человек не слышит и голоса совести, тогда Бог обращается к нему через рупор страданий.
Клайв Стейплз Льюис

(Дея. 5, 21-33; Ин. 6, 14-27). Что прежде Петр и Иоанн говорили властям, то же потом сказали им и все апостолы: "должно повиноваться больше Богу, нежели человекам; Бог отцов наших воскресил Иисуса, которого вы умертвили, повесивши на древе; Его возвысил Бог десницею Своею в Начальника и Спасителя, дабы дать Израилю покаяние и прощение грехов; свидетели Ему в сем мы и Дух Святый, которого Бог дал повинующимся Ему". Какая искренность, полнота, определенность и ясность исповедания! Бог так устроил, чтобы Распятому быть Спасителем нашим через оставление грехов в покаянии. Свидетели - апостолы очевидцы и Дух Святый, явно действовавший в них и во всех верующих. Те же свидетели и до наших дней пребывают в силе. Что св. апостолы говорят, это то же, как бы мы сами видели и слышали то своими очами и ушами. И Дух благодати действует непрерывно в св. Церкви, в чудотворениях, в обращении грешников и, особенно, в претворении прилежно работающих Господу, в их освящении и исполнении очевидными благодатными дарами. Последнее придает большую силу первому, и оба вместе сильны образовать крепкое убеждение в истине Христовой, во всех душах истинолюбивых. Благодарение Богу истины, истину Свою так ясно нам являющему!. .

Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года