Как найти общий язык с молодежью?

Владимир Легойда

На прошлой неделе обсуждали видеоролик. Молодые люди не могут ответить на, в общем-то, довольно простые вопросы, в рамках школьной программы: что написал Чехов, кто такие маринисты, и так далее. Обсуждали бурно. В очередной раз сетовали на качество школьного и университетского образования.

Мне этот ролик напомнил другую историю. Одна моя коллега как-то пожаловалась после лекции: «Представляешь, – говорит, – ловко вворачиваю сегодня на лекции крылатую фразу из фильма «Мимино»: «Такую личную неприязнь испытываю к потерпевшему – кушать не могу»». И вместо дружного хохота, который она ожидала в зале, гробовая тишина. Мы тогда с ней поохали. Прямо Шекспир какой-то. В том смысле, что так вот и рвется дней связующая нить, теряем общий язык с молодым поколением.

А что значит говорить на одном языке? Наверное, это одинаково понимать образы, символы, узнавать цитаты из фильмов и книг, вместе петь песни, обсуждать любимых героев. Находиться в одном культурном и смысловом поле. Это, знаете, как в анекдоте про анекдот. «Расскажи анекдот. – Тридцать второй». И все смеются. Ха-ха-ха.

Такие знания обычно называют фоновыми. Когда они общие, понимать друг друга легко. Когда разные – люди становятся иностранцами. Даже если говорят на одном языке. Конечно, у детей и взрослых всегда фоновые знания отличаются. На уровне сленга, героев, цитат из любимых книг и любимых фильмов. И полностью этого невозможно избежать. Это, кстати сказать, и есть одна из причин извечного конфликта отцов и детей. А вот опасно, когда этот фон, эти культурные поля становятся совсем разными. То есть когда они вообще не пересекаются. А когда-то фоновые знания были общими у целых поколений. У нескольких поколений одни и те же фоновые знания.

В современном мире это совсем не так. Как здесь не потеряться, как не перестать понимать друг друга. Думаю, что, прежде всего, не нужно ахать и охать по поводу ужасного молодого поколения. Этот стон у нас песней зовется еще с древнеегипетских времен. Я стараюсь рассказывать своим студентам про «Мимино», про «Калину красную».

Я буду очень рад, если они их посмотрят. Если они полюбят Высоцкого, если им не надо будет объяснять, кто такой «Сталкер». Но хорошо и мне знать, как Гарри Поттер попал в Хогвартс, и кто такие дементоры. Ведь о том, что дорого и важно, можно поговорить и с помощью книг Джоан Роулинг. И тогда дней связующая нить не порвется.

Но, кстати, если быть точным, в оригинале у Шекспира Гамлет ничего не говорит про связующую нить. Этот блестящий образ придумал другой гений – Борис Пастернак. Именно в его переводе принц Датский размышляет над тем, как соединить обрывки времени. А вот у Шекспира Гамлет сравнивает время с вывихом, который он должен вправить. Другой образ, правда? Менее драматичный, хотя и болезненный. Это я к тому, что проблема разных фоновых знаний тоже болезненная, но поправимая.

Было бы желание.

http://tsargrad.tv/articles/legojda-kak-najti-obshhij-jazyk-s-molodezhju_55290

 
 
 
Сегодня 5 июня (23 мая) четверг
Мученик Александр Римский

Седмица 6-я по Пасхе.

Мц. Гликерии (житие) девы и с нею мч. Лаодикия, стража темничного. Мч. Александра (Житие, икона) Римского. Свт. Павсикакия (Житие), еп. Синадского. Свв. Георгия (Житие) исп. с супругою Ириною и чадами. Прп. Евфимия (Житие, икона) Иверского, Святогорца (Груз.). Прав. Гликерии (Житие) девы, Новгородской. Перенесение мощей прмч. Макария (житие, икона) Каневского, игумена Пинского, Переяславского чудотворца. Сщмчч. Василия (Житие), Александра (Житие) и Христофора (Житие) пресвитеров, прмч. Макария (Житие) и мч. Сергия (Житие). Мчч. 103 Черкасских.

8.30   Часы 3-й, 6-й. Литургия. Панихида. Молебен о Российских воинах.
16.45   Исповедь.
17.00   Вечернее богослужение (полиелей).
Завтра 6 июня (24 мая) пятница
Отдание праздника Вознесения Господня. Прп. Симеона столпника Дивногорца (596). Прп. Никиты, столпника Переяславльского (1186). Блж. Ксении Петербургской.
8.30   Часы 3-й, 6-й. Литургия. Молебен о Российских воинах. Лития.
16.45   Исповедь.
17.00   Вечернее заупокойное богослужение.
Все расписание богослужений


Бог говорит с человеком шёпотом любви, если же он не слышит - то голосом совести. Если человек не слышит и голоса совести, тогда Бог обращается к нему через рупор страданий.
Клайв Стейплз Льюис

(Дея. 17, 1-15; Ин. 11, 47-57). "Что нам делать? Этот Человек много чудес творит". Только и нашла в Спасителе виновного иудейская ученость. И в наши дни немецкая ученость только и находит неуместного в Евангелии Христовом, что сверхъестественное: все хорошо, только это - вишь нейдет. И в решении обе учености сошлись. иудейская решила: "лучше, чтобы один человек умер", а не все погибнут; и немецкая положила: устраним сверхъестественное, чтоб сохранить все прочие истины евангельские. Что же вышло? Те сгубили народ, а эти растеряли все христианские истины, и теперь остались почти не при чем. Господь есть краеугольный камень здания спасения; так и вера в сверхъестественное есть краеугольный камень всего здания богодухновенной истины. Сам Спаситель, в лице Своем, венец сверхъестественности, а в Церкви - неистощимый Источник ее. Касающийся сего пункта касается зеницы ока Божия.

Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года