Какие грехи мы не видим?

Протоиерей Александр Балыбердин

«Прополка души»

Исповедь – это прежде всего часть таинства покаяния, и поэтому рассматривать связанные с ней вопросы необходимо в контексте всего таинства, где священник, как сказано об этом в чинопоследовании, является лишь свидетелем, а общаемся мы с Самим Богом. Поэтому, если после исповеди мы снова впадаем в тот же самый грех, то вопрос, почему так происходит, надо адресовать не священнику и не Богу, а самому себе. Значит, покаяние наше было недостаточным. Покаяние – по-гречески метанойя, перемена ума, на еврейском – поворот. А у нас, получается, никакого глобального поворота не произошло, и поэтому мы снова возвращаемся ко греху.

Но не надо унывать. Во-первых, исповедь показывает, насколько грех в нас укоренен, вошел в привычку. И постоянное возвращение ко греху должно ужаснуть нас и насторожить. Мы должны переживать от того, что грех пустил в нас такие глубокие корни. Ведь и сорняки в саду проще выдергивать, когда они еще маленькие, а когда сорняки уже пустили глубокие корни, то бывает, все руки изрежешь, изорвешь все стебли, а корень всё равно остается в земле и потом снова дает всходы.

Но это не повод оставлять работу, не полоть сад. Всё равно надо пропалывать, всё равно надо косить траву и докапываться до корней. Конечно, если ты хочешь, чтобы твой сад не зарос бурьяном. Так и исповедь – это «прополка» души, которой надо заниматься регулярно, невзирая на то, что иногда приходится вновь и вновь говорить одно и то же.

Даже апостол Павел в одном из посланий сказал про себя, что «доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю» (Рим. 7:19). Что же говорить о нас? Если даже личность такого удивительного, святого человека, как апостол Павел, была разделена. Так что силы надо тратить не на уныние, а на ту самую «прополку», которая может иногда показаться напрасной, но это не так.

Не ждать волшебства

Не надо ждать от исповеди и от таинства покаяния какого-то сказочного, немедленного разрешения проблемы, немедленной перемены. Потому что человек нередко привыкает ко греху, привыкает не только интеллектуально, а всем своим существом.

Так, в житии преподобной Марии Египетской сказано, что она грешила в течение 17 лет, а затем столько же, 17 лет, живя в пустыне, страдала от грехов и страстей, которые тянули ее к себе, назад, к прежней жизни. Не общее ли это правило? Сколько грешил, столько и будешь каяться. Согрешил один раз, может быть, будет достаточно и одной исповеди. А если грешил годами, если ты не думал даже, что это грех и это вошло в твою привычку, значит, придется, наверное, столько же лет исповедовать этот грех, сколько он живет в тебе.

Грех – это нелюбовь

Надо сосредотачиваться не на словах, не на формулировке грехов. Я своим прихожанам объясняю суть исповеди очень просто: «Нам Господь заповедовал жить с любовью к Богу и ближнему. Соответственно, грех – это нелюбовь к Богу и к ближнему. Поэтому давайте мы подумаем, в чем проявилась наша нелюбовь к Богу и к ближнему».

Понять это, на мой взгляд, несложно. В принципе, что есть любовь? Любовь – это желание быть с тем, кого любишь. Если любишь Родину, будешь жить на Родине и всегда стремиться к ней. Если любишь женщину, будешь стремиться жить с ней в браке. Если любишь детей или родителей, будешь стараться жить большой семьей, по крайней мере, общаться и быть вместе. Поэтому, если ты любишь Бога, тебе не трудно утром помолиться, прийти в храм, исповедоваться, подготовиться к причастию. Если же тебе это трудно, это говорит о том, что в тебе этой любви не хватает.

Так же и с ближним. Если любишь ближнего своего, тебе не трудно с ним быть. Ты его не обижаешь, не отталкиваешь, не гневаешься, не раздражаешься на него, не сердишься, никаким образом не унижаешь. Ты стараешься быть с ним рядом, хранить единство.

Поэтому и каяться надо не в том, что мы нарушили какой-то пункт правил, а в состоянии нашей души, в недостатке любви к Богу и ближнему.

У меня недавно умер папа, и хотя я старался регулярно его навещать, но сегодня всё равно понимаю, что мог бы сделать для него больше. Например, вывести в лес и погулять с ним, хотя бы на инвалидной коляске. Но я этого не сделал и, значит, настоящей любви во мне также не хватает, и это также требует от меня «перемены ума», «поворота», покаяния.

Новый документ

Важно, что сейчас Русская Православная Церковь в целом обдумывает эти вопросы. Недавно в Межсоборном присутствии Русской Православной Церкви был подготовлен проект документа о подготовке к исповеди. Сегодня он обсуждается церковной общественностью, и мне очень интересно мнение других пастырей, архипастырей, опытных духовников, которые многие годы и десятилетия служат Церкви и имеют колоссальный опыт духовного руководства. Замечательно, что сегодня у них есть возможность высказаться, поделиться своим опытом и мыслями.

И прихожанам, думаю, также не надо смущаться вопросов, которые у них возникают. И даже если ответ священника показался не убедительным, надо не опускать руки, не «разочаровываться в батюшке», а подойти к нему и честно об этом сказать, поговорить с ним. Стараться быть ближе друг к другу и, конечно, в первую очередь – к Богу.

http://www.pravmir.ru/pro-grehovnyie-sornyaki-i-propolku-dushi/

 
 
 
Сегодня 4 мая (21 апреля) воскресенье
Жены-мироносицы у Гроба Господня

Неделя 3-я по Пасхе, свв. жен-мироносиц (икона).

Святых жен-мироносиц: Марии (Житие, икона) Магдалины, Марии (Житие, икона) Клеоповой, Саломии (икона), Иоанны (Житие, икона), Марфы (Житие, икона) и Марии (Житие, икона), Сусанны (икона) и иных; праведных Иосифа (Житие, икона) Аримафейского и Никодима. Сщмч. Ианнуария (Житие, икона) еп. и с ним мчч. Прокула (Житие), Соссия (Житие) и Фавста (Житие) диаконов, Дисидерия (Житие) чтеца, Евтихия (Житие) и Акутиона (Житие). Мч. Феодора (Житие, икона), иже в Пергии, матери его Филиппии (Житие, икона), Диоскора (Житие), Сократа (Житие, икона) и Дионисия (Житие, икона). Обретение мощей прп. Феодора (икона) Санаксарского. Прав. Алексия (икона) Бортсурманского. Мчч. Исакия (Житие), Аполлоса (Житие) и Кодрата (Житие). Свт Максимиана (Житие, икона), патриарха Константинопольского. Блгв. Тамары (Житие, икона), царицы Грузинской. Сщмч. Иоанна пресвитера. Св. Николая исп., пресвитера. Сщмч. Алексия пресвитера.

6.30   Часы 3-й, 6-й. Литургия. Заупокойная лития.
9.00   Часы 3-й, 6-й. Литургия. Молебен. Крестный ход.
16.45   Исповедь.
17.00   Вечерня с акафистом Воскресению Христову.
Завтра 5 мая (22 апреля) понедельник
Прп. Феодора Сикеота, еп. Анастасиупольского (613).
8.30   Часы 3-й, 6-й. Литургия. Молебен о Российских воинах. Лития.
16.45   Исповедь.
17.00   Всенощное бдение.
Все расписание богослужений


Бог говорит с человеком шёпотом любви, если же он не слышит - то голосом совести. Если человек не слышит и голоса совести, тогда Бог обращается к нему через рупор страданий.
Клайв Стейплз Льюис

(Дея. 6, 1-7; Мк. 15, 43-16, 8). Неутомимые жены! Сна не давали очам и веждам дремания, пока не обрели Возлюбленного! А мужи будто упираются ногами: идут на гроб, видят его пустым, и остаются в недоумении что бы это значило, потому что Самого не видали. Но значит ли это, что у них меньше было любви, чем у жен? Нет, тут была любовь рассуждающая, боящаяся ошибки по причине высокой цены любви и предмета ее. Когда и они увидели и осязали, тогда каждый из них не языком, подобно Фоме, а сердцем исповедал: "Господь мой и Бог мой", и уже ничто не могло разлучить их с Господом. Мироносицы и апостолы - образ двух сторон нашей жизни: чувства и рассуждения. Без чувства жизнь не жизнь; без рассуждения - жизнь слепа, много истрачивается, а мало плода здравого дает. Надо сочетать то и другое. Чувство пусть идет вперед и возбуждает; рассуждение же пусть определяет время, место, способ, вообще бытовой строй того, что делать намекает сердце. Внутри сердце идет вперед, а на практике - рассуждение. Когда же чувства станут обученными в рассуждении добра и зла, тогда, может быть, можно будет положиться и на одно сердце; как из живого дерева сами собою идут отростки, цветы и плоды, так и из сердца начинает тогда возникать только добро, разумно влагающееся в течение жизни нашей.

Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года