Москва и Рим: история раздоров и диалога

Иеромонах Иоанн (Гуайта)

5 февраля, по завершении Архиерейского Собора Русской Православной Церкви, председатель Отдела внешних церковных связей Московского патриархата митрополит Иларион официально объявил о предстоящей встрече Патриарха Московского и всея Руси Кирилла с Папой Франциском. В рамках своего апостольского визита в Мексику (12-18 февраля) Папа Франциск посетит Кубу, где и встретится с Патриархом Кириллом, который в эти дни будет находиться на Карибском острове, отвечая на приглашение, обращенное ему Раулем Кастро в начале мая прошлого года.

Известие это носилось в воздухе уже довольно давно, но в последние дни кулуарные разговоры о встрече приобрели особую настойчивость, несмотря на то, что обе Церкви сохраняли полное молчание об этом. На прошлой неделе итальянский эксперт по делам Ватикана Сандро Маджистер ясно высказался о возможности встречи на Кубе между двумя религиозными лидерами, но немедленно последовало официальное опровержение со стороны Московского патриархата. Но вот сегодня – официальное сообщение.

Встреча беспрецедентная: никто из предстоятелей русской Церкви никогда не встречался с Папой Римским.

У Русской Православной Церкви отрицательные моменты в отношениях с Римом проявлялись далеко не так бурно, как у матери-Церкви Константинопольской. Церкви двух древних столиц империи, до и после разрыва 1054 года, переживали бесчисленные раздоры, конфликты, отлучения. С Москвой же, «Третьим Римом», дела обстоят иначе. После крещения великого князя Киевского в конце Х века на Руси получили некоторое распространение переводы и переделки язвительных антилатинских трактатов византийского происхождения. Однако географическая удаленность не давала почвы для конфликтов, и, по крайней мере, в первые пять веков своей истории Русская Церковь не имела серьезных столкновений с Римом. Западным купцам и путешественникам, католикам, в средневековой Руси оказывали хороший прием; русские паломники отправлялись не только в Иерусалим и Константинополь, но и в Рим, на места упокоения апостолов.

В XV веке Флорентийский Собор, на котором православным участникам было практически навязано присоединение к Римскому престолу, обозначил для Русской Церкви разрыв как с Римом, так и с Константинополем, согласившимся на Унию. Представитель Русской Церкви на Флорентийском Соборе, грек Исидор, которого Патриарх Константинопольский назначил митрополитом Киевским и всея Руси, и чья кафедра находилась уже в Москве, был убежденным сторонником Унии с Римом. В 1441 году, по возвращении с Собора, он въехал в Москву в составе процессии, перед ним несли большой латинский крест, и в ходе своей первой литургии в Успенском соборе Кремля он открыто поминал папу во время литургических молитв и зачитал во всеуслышание постановление об Унии. Через три дня он был арестован Великим Князем Московским, осужден и извергнут русским духовенством и был вынужден бежать в Рим. С тех пор Москва провозгласила свою автокефалию, и русских митрополитов больше не назначал патриарх Константинопольский, а выбирал Великий Князь Московский. Немного позднее новая русская столица провозгласила себя «Третьим Римом».

Затем в русской истории произошел болезненный раскол Церкви – «старообрядческий», потом войны с католиками – поляками, французами, немцами. В конце XVI века Речь Посполитая, государство, возникшее как конфедерация Королевства Польского и Великого княжества Литовского, принуждает православных, населяющих некогда русские территории, подчиниться Риму, правда, с сохранением своего обряда: это так называемая Брестская уния, давшая начало феномену униатства. Сегодня почти для каждой православной или древневосточной Церкви существует аналог – «католическая Церковь восточного обряда», отделенная от исходной восточной Церкви и подчиненная Риму.

После большевистской революции все Церкви в России, а затем в Советском Союзе подвергались безжалостным гонениям, и когда разразилась Вторая мировая война, находились в состоянии агонии. Во время немецкой оккупации Украины украинские националисты, среди которых было немало униатов, нередко с радостью приветствовали оккупантов. По окончании войны на тех же самых территориях, снова ставших советскими, униатская Церковь была полностью уничтожена государством, а ее храмы отданы православным. После смерти Сталина христиан в Советском Союзе снова стали преследовать при Хрущеве, затем последовала серая эпоха застоя при Брежневе, Андропове и Черненко.

С 1988 года, когда праздновалось тысячелетие крещения Руси, политика советского государства по отношению к религии меняется в корне, и Церкви могут возобновить нормальное существование. В начале девяностых годов, в хаосе, вызванном падением Советского Союза, украинские униаты вернули себе свои бывшие храмы, захватывая их силой и иногда применяя насилие по отношению к православным. Тем временем католическая Церковь латинского обряда приступила к осуществлению миссии в России в довольно триумфалистском стиле: ревностные священники – польские, литовские, белорусские, украинские проповедовали «обращение России», часто пытаясь сделать прозелитами православных, чтò не могло не вызвать раздражение Патриархата. Одновременно на Украине от канонической Православной Церкви, части Русской Церкви, отделялись раскольнические группы, провозглашавшие себя независимыми. Наконец, в самые последние годы политические пертурбации на Украине, с политическими переменами, гражданской войной и расколом внутри страны, создали напряженность не только между Россией и Западом, но и между двумя Церквями, в частности, – между православными и униатами.

Таков исторический фон встречи на Кубе. Сумеет ли харизма Папы Франциска и Патриарха Кирилла перевернуть страницу исторических обид и сделать встречу основополагающим моментом в истории отношений между двумя Церквями, а не протокольным деянием церковной дипломатии?

http://www.pravmir.ru/moskva-i-rim-istoriya-razdorov-i-dialoga/

 
 
 
Сегодня 4 мая (21 апреля) воскресенье
Жены-мироносицы у Гроба Господня

Неделя 3-я по Пасхе, свв. жен-мироносиц (икона).

Святых жен-мироносиц: Марии (Житие, икона) Магдалины, Марии (Житие, икона) Клеоповой, Саломии (икона), Иоанны (Житие, икона), Марфы (Житие, икона) и Марии (Житие, икона), Сусанны (икона) и иных; праведных Иосифа (Житие, икона) Аримафейского и Никодима. Сщмч. Ианнуария (Житие, икона) еп. и с ним мчч. Прокула (Житие), Соссия (Житие) и Фавста (Житие) диаконов, Дисидерия (Житие) чтеца, Евтихия (Житие) и Акутиона (Житие). Мч. Феодора (Житие, икона), иже в Пергии, матери его Филиппии (Житие, икона), Диоскора (Житие), Сократа (Житие, икона) и Дионисия (Житие, икона). Обретение мощей прп. Феодора (икона) Санаксарского. Прав. Алексия (икона) Бортсурманского. Мчч. Исакия (Житие), Аполлоса (Житие) и Кодрата (Житие). Свт Максимиана (Житие, икона), патриарха Константинопольского. Блгв. Тамары (Житие, икона), царицы Грузинской. Сщмч. Иоанна пресвитера. Св. Николая исп., пресвитера. Сщмч. Алексия пресвитера.

6.30   Часы 3-й, 6-й. Литургия. Заупокойная лития.
9.00   Часы 3-й, 6-й. Литургия. Молебен. Крестный ход.
16.45   Исповедь.
17.00   Вечерня с акафистом Воскресению Христову.
Завтра 5 мая (22 апреля) понедельник
Прп. Феодора Сикеота, еп. Анастасиупольского (613).
8.30   Часы 3-й, 6-й. Литургия. Молебен о Российских воинах. Лития.
16.45   Исповедь.
17.00   Всенощное бдение.
Все расписание богослужений


Бог говорит с человеком шёпотом любви, если же он не слышит - то голосом совести. Если человек не слышит и голоса совести, тогда Бог обращается к нему через рупор страданий.
Клайв Стейплз Льюис

(Дея. 6, 1-7; Мк. 15, 43-16, 8). Неутомимые жены! Сна не давали очам и веждам дремания, пока не обрели Возлюбленного! А мужи будто упираются ногами: идут на гроб, видят его пустым, и остаются в недоумении что бы это значило, потому что Самого не видали. Но значит ли это, что у них меньше было любви, чем у жен? Нет, тут была любовь рассуждающая, боящаяся ошибки по причине высокой цены любви и предмета ее. Когда и они увидели и осязали, тогда каждый из них не языком, подобно Фоме, а сердцем исповедал: "Господь мой и Бог мой", и уже ничто не могло разлучить их с Господом. Мироносицы и апостолы - образ двух сторон нашей жизни: чувства и рассуждения. Без чувства жизнь не жизнь; без рассуждения - жизнь слепа, много истрачивается, а мало плода здравого дает. Надо сочетать то и другое. Чувство пусть идет вперед и возбуждает; рассуждение же пусть определяет время, место, способ, вообще бытовой строй того, что делать намекает сердце. Внутри сердце идет вперед, а на практике - рассуждение. Когда же чувства станут обученными в рассуждении добра и зла, тогда, может быть, можно будет положиться и на одно сердце; как из живого дерева сами собою идут отростки, цветы и плоды, так и из сердца начинает тогда возникать только добро, разумно влагающееся в течение жизни нашей.

Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года