ДЕНЬ БЛАГОДАРЕНИЯ

Священник Сергий Круглов

После службы в храме ко мне подошла молодая женщина и, заметно волнуясь, сказала:

– Батюшка, мы с мужем недавно переехали сюда из Америки, он у меня американец… Мы с ним много лет празднуем День благодарения. Скажите, можно ли нам праздновать его и здесь, в Москве, не грех ли это?

– Почему же грех? – удивился я.

– Ну, мало ли… Мы с ним оба православные. А праздник приходится обычно на начало Рождественского поста, а там же полагается индейка… Но там, в Америке, и батюшки американские, и церковное начальство всегда всех благословляют отмечать!

– Ну вот, говорю, и хорошо, что благословляют… На доброе здоровье.

«Как вы можете одобрять такое! – воскликнет какой-нибудь ригорист. – Неправославный праздник! Загнивающий Запад!..» Неправославный, да. Но нам, современным россиянам, неплохо было бы внимательнее присмотреться к Дню благодарения – на мой взгляд, он заслуживает этого куда больше, чем позаимствованный нашим обывателем монструозный Хэллоуин или ванильно-паточный День святого Валентина…

День благодарения, один из самых популярных праздников в США, отмечают в четвертый четверг ноября. Впервые он был отпразднован в 1621 году английскими колонистами, жившими в Плимутской колонии. Предыдущая зима была очень тяжелой и голодной, новая зима также сулила колонистам мало хорошего.

Тогда губернатор решил поднять дух своих подчиненных и организовал первый День благодарения. Праздник совместно отметили британские колонисты и их соседи-индейцы, благодаря помощи которых Плимутская колония выжила в первую голодную зиму. Колонисты – а все они были христиане, пусть и не православные, а протестанты – привнесли в этот праздник глубокий религиозный смысл: они видели в нем способ поблагодарить Бога за Его милости.

День благодарения стал государственным праздником в США и Канаде после соответствующего указа первого президента страны Джорджа Вашингтона в 1789 году. С Днем благодарения связан ряд традиций, которые американцы свято хранят. Все члены семьи обязательно должны сходить в церковь, а после службы собраться за праздничным столом, обычно – младшие члены семьи в доме старших.

В преддверии Дня благодарения американцы стараются накормить и как-то порадовать тех своих ближних, которым не повезло в жизни, благотворительность в связи с этим праздником считается доброй традицией. Скажем, на станциях метро устанавливаются особые столы, на которые все желающие могут класть свои пожертвования, в том числе продукты (нуждающихся во всем этом, тех, кого мы называем «бомжами», в США, как и у нас в России, хватает). В канун праздника благотворительные организации раздают нуждающимся собранные подарки, а для бездомных организуют обеды.

Индейка – непременный атрибут Дня благодарения, в воспоминание о том, что на первом празднике колонисты и индейцы зажарили и совместно съели четырех индеек, подстреленных в ближайшем лесу. Такой же атрибут праздника – большой сладкий тыквенный пирог и костюмированные шествия, напоминающие американцам о важных событиях их истории.

Этот день многие этнографы возводят к общечеловеческой традиции, присущей всем земледельческим народам – на исходе осени благодарить Бога за Его дары, за плоды земли. Это – благодарность человеческого сердца Богу и просто за жизнь, за тепло семейного очага, за крепкие руки отцов и дедов, которые поддерживают детей и внуков в их шагах на земном пути…

Вот этот смысл праздника – благодарность – видится мне очень важным. Благодарность – то, чего так остро не хватает нам сегодня в нашей суетной, судорожной, поверхностной жизни…

Бог – Отец, мы – дети. Дети подчас инфантильные, капризные, неумные, жестокие, эгоистичные, словом – грешные. Но любимые Отцом. И как часто, выпросив у Него тех или иных благ, мы не удосуживаемся даже спасибо сказать, убегая снова в нашу круговерть жизни… А еще чаще – мечтая о несбыточном, не ценим то хорошее, что уже есть у нас.

Не ценим того, что еще живы наши родители, и мы пока еще можем подержать их за руку, сказать им теплое слово, хотя бы и по телефону. Не ценим того, что рядом с нами – муж, жена, дети, друзья, такие привычные, но такие уязвимые, ведь жизнь – это война, на которой не щадят никого.

Не ценим быстротекущего времени, минут покоя и счастья, домашнего тепла, накрытого стола, того, что мы пока еще живы и здоровы, но растрачиваем блага земные, не задумываясь о том, что в основе их – благословение Божие нам, грешным, странникам на этой земле…

Святые отцы и подвижники говорят о том, что благодарность Богу за всё – лекарство от многих духовных болезней, в частности, от уныния, акедии, поразившей современного человека до самых основ его естества, выражающейся в широко распространившихся депрессиях и неврозах.

Евхаристией, благодарением, называется самая сердцевина Литургии, собрания верных, во время которого Христос Господь снова и снова приносит нам в дар, чтобы быть единым с нами, Тело и Кровь Свои…

«Да кого и за что нам, россиянам, благодарить-то?! – воскликнет кто-то. – Отцов и дедов благодарить, которые устроили революцию, обмотали Россию колючкой ГУЛАГа, уничтожали друг друга в борьбе за „светлое будущее“? Говорить „спасибо деду за победу“, когда он проливал кровь в боях за чужие страны, а в своей так и не мог наладить человеческой жизни? Благодарить власти, которые у нас в России испокон веку равнодушны к нуждам своего населения? Благодарить за безобразное состояние наших дорог, нашей медицины и образования, за умирание деревни, за коррупцию и беззаконие, за нищенские пенсии, за невозможность дать детям приличное будущее?»

Да, список горючих и болючих претензий к жизни у нас велик. Но всё-таки, всё-таки – подумаем вот о чем: изменить окружающий мир во все века пытаются все, и ни у кого это не получается. Истоки благодарности нужно искать и взращивать прежде всего в своем собственном сердце.

Примерно об этом говорил преподобный Серафим Саровский: «Стяжи дух мирен – и вокруг тебя спасутся тысячи…» И памятны нам слова святителя Иоанна Златоуста: «Случилось ли хорошее? Благословляй Бога, и хорошее останется. Случилось ли худое? Благословляй Бога, и худое прекратится».

Вот как раз напоминанием об этом многим людям служит праздник День благодарения, праздник, по происхождению своему христианский. Многим людям – но, увы, пока еще не нам, обитателям одной шестой части планеты (или уже не одной шестой – сколько ее там на данный момент осталось?)

http://www.pravmir.ru/den-blagodareniya/#ixzz3KFhEie1B

 
 
 
Сегодня 31 мая (18 мая) суббота
Мученик Александр Римский

Седмица 6-я по Пасхе.

Мц. Гликерии (житие) девы и с нею мч. Лаодикия, стража темничного. Мч. Александра (Житие, икона) Римского. Свт. Павсикакия (Житие), еп. Синадского. Свв. Георгия (Житие) исп. с супругою Ириною и чадами. Прп. Евфимия (Житие, икона) Иверского, Святогорца (Груз.). Прав. Гликерии (Житие) девы, Новгородской. Перенесение мощей прмч. Макария (житие, икона) Каневского, игумена Пинского, Переяславского чудотворца. Сщмчч. Василия (Житие), Александра (Житие) и Христофора (Житие) пресвитеров, прмч. Макария (Житие) и мч. Сергия (Житие). Мчч. 103 Черкасских.

8.30   Часы 3-й, 6-й. Литургия. Панихида. Молебен о Российских воинах.
16.30   Молебен о беременных.
16.45   Исповедь.
17.00   Всенощное бдение.
Завтра 1 июня (19 мая) воскресенье
Неделя 7-я по Пасхе, святых отцев I Вселенского Собора. Прп. Корнилия, чудотворца Комельского (1537). Блгвв. вел. кн. Димитрия Донского (1389) и вел. кн. Евдокии (1407).
6.30   Часы 3-й, 6-й. Литургия. Заупокойная лития.
9.00   Часы 3-й, 6-й. Литургия. Молебен.
16.45   Исповедь.
17.00   Вечернее богослужение (полиелей).
Все расписание богослужений


Бог говорит с человеком шёпотом любви, если же он не слышит - то голосом совести. Если человек не слышит и голоса совести, тогда Бог обращается к нему через рупор страданий.
Клайв Стейплз Льюис

(Дея. 17, 1-15; Ин. 11, 47-57). "Что нам делать? Этот Человек много чудес творит". Только и нашла в Спасителе виновного иудейская ученость. И в наши дни немецкая ученость только и находит неуместного в Евангелии Христовом, что сверхъестественное: все хорошо, только это - вишь нейдет. И в решении обе учености сошлись. иудейская решила: "лучше, чтобы один человек умер", а не все погибнут; и немецкая положила: устраним сверхъестественное, чтоб сохранить все прочие истины евангельские. Что же вышло? Те сгубили народ, а эти растеряли все христианские истины, и теперь остались почти не при чем. Господь есть краеугольный камень здания спасения; так и вера в сверхъестественное есть краеугольный камень всего здания богодухновенной истины. Сам Спаситель, в лице Своем, венец сверхъестественности, а в Церкви - неистощимый Источник ее. Касающийся сего пункта касается зеницы ока Божия.

Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года