Святитель Василий Великий

14 января 2016 (1 января)
Духовно-просветительский центр

14 января Церковь празднует Обрезание Господне и память святителя Василия Великого. В слове на кончину Василий Великого святой Амфилохий, епископ Иконийский говорил: "Не без причины и не случайно божественный Василий разрешился от тела и преставился от земли к Богу в день Обрезания Иисуса, празднуемый между днем Рождества и Крещения Христова. Поэтому сей блаженнейший, проповедуя и восхваляя Рождество и Крещение Христово, превозносил обрезание духовное, и сам, совлекшись тела, удостоился вознестись ко Христу именно в священный день воспоминания Обрезания Христова. Посему-то установлено в настоящий день ежегодно чтить память Василия Великого празднованием и торжеством".

Василий Великий был одним из самых образованных, эрудированных и мудрых людей своего времени и является одним из трех великих учителей и одним из самых удивительных святых Церкви. Не случайно в качестве эпитафии ему адресованы следующие слова: «Твое слово – гром, а жизнь – молния».

Действительно, всего лишь за 49 лет своей жизни Василий Великий успел сотворить множество славных дел, однако, особо хотелось бы выделить его огромный вклад в формирование христианского учения о Святой Троице.

С самого момента основания Новозаветной Церкви христиане верили в Святую Троицу, неизменным основанием чего всегда являлись слова Христа и свидетельство Священного Писания. Однако, прошло некоторое время, прежде чем учение о Троице приняло ясное и точное богословское определение. Формированию этого способствовали учения отцов Церкви, которые были направлены на опровержение ересей, а также необходимость доступного открытия истин веры представителям язычества. Как замечает в своей книге «Таинство веры» митрополит Илларион (Алфеев): «Они требовали более точных объяснений: равны ли три Лица или между Ними существует субординация? Сколько «природ» и «сущностей» в Боге – одна или три?».

Подвиг Василия Великого состоял в строгом и точном определении троических понятий. По мнению протоиерей Георгия Флоровского, «нужно было перековать античные слова, переплавив античные понятия» и святому Василию это удалось.

Взаимное отношение Лиц Святой Троицы Василий Великий выражает формулой: «Бог един по существу и троичен по ипостасям».

Новомученик, профессор Иван Васильевич Попов писал: «По его определению, сущность есть родовое понятие, а ипостась – понятие, обозначающее индивидуальную особенность. Каждое Лицо Святой Троицы обладает равными божественными предикатами несозданности, непостижимости, всеведения, всемогущества, мыслимыми в понятии Бог. Поэтому они едины по существу».

Однако, Василий Великий  учил, что каждое из Трех Лиц в то же время является отдельной Ипостасью, потому что обладает свойствами, которые Его отличают от других Лиц: Отец ни в коем случае не имеет причины, рождает; Сын рождается; Дух Святой представляет освящающую Силу. 

Поэтому согласно богословию великого святителя, в Святой Троице Отец, Сын и Дух Святой – Три Божественные Ипостаси, каждая из которых имеет отдельное, личное бытие.

Вместе с тем, святой Василий всегда подчеркивал единство и неразделенность божественных действий. Лучшим примером Божественного Триединства он считает радугу. В радуге, можно сказать, единая сущность открывается в многоцветном сиянии. 

Профессор Константин Ефимович Скурат считает, что единство Трех Ипостасей по существу святитель доказывает следующим образом: «Лица Святой Троицы имеют единое начало в Отце. Сын Божий и Дух Святой происходят от Отца. Это происхождение нужно мыслить не во времени, но в вечности. Божественные Ипостаси повсюду пребывают совместно».

При этом Василий Великий всегда обращал внимание на то, что три ипостаси не могут разделять Божество на три Бога, так как Отец, Сын и Дух Святой неразделимы пространством, временем и различием свойств. Значение числа здесь переходит из количественной категории в качественную.

Священник Павел Флоренский называл учение о Святой Троице "крестом для человеческой мысли". Тайна Пресвятой Троицы может быть постигнута, причем, только отчасти, в опыте духовной жизни. Величие святого Василия, помимо прочего, в том, что он внес, неоценимый вклад в то, чтобы описать, насколько возможно, эту непостижимую тайну словами человеческими.

Во всю землю изыде вещание твое, яко приемшую слово твое, имже боголепно научил еси, естество сущих уяснил еси, человеческия обычаи украсил еси, царское священие, отче преподобне: моли Христа Бога спастися душам нашим.

Явился еси основание непоколебимое Церкве, подая всем некрадомое господство человеком, запечатлея твоими веленьми, небоявленне Василие преподобне.

 
 
 
Сегодня 20 июня (7 июня) пятница
Мученик Александр Римский

Седмица 6-я по Пасхе.

Мц. Гликерии (житие) девы и с нею мч. Лаодикия, стража темничного. Мч. Александра (Житие, икона) Римского. Свт. Павсикакия (Житие), еп. Синадского. Свв. Георгия (Житие) исп. с супругою Ириною и чадами. Прп. Евфимия (Житие, икона) Иверского, Святогорца (Груз.). Прав. Гликерии (Житие) девы, Новгородской. Перенесение мощей прмч. Макария (житие, икона) Каневского, игумена Пинского, Переяславского чудотворца. Сщмчч. Василия (Житие), Александра (Житие) и Христофора (Житие) пресвитеров, прмч. Макария (Житие) и мч. Сергия (Житие). Мчч. 103 Черкасских.

8.30   Часы 3-й, 6-й. Литургия. Молебен о Российских воинах. Лития.
16.45   Исповедь.
17.00   Вечернее богослужение (полиелей).
Завтра 21 июня (8 июня) суббота
Вмч. Феодора Стратилата. Собор всех Богоносных отцев, во Святой Горе Афонской просиявших.(с 22 июня)
8.30   Часы 3-й, 6-й. Литургия. Панихида. Молебен о Российских воинах.
16.30   Молебен о беременных.
16.45   Исповедь.
17.00   Всенощное бдение.
Все расписание богослужений


Бог говорит с человеком шёпотом любви, если же он не слышит - то голосом совести. Если человек не слышит и голоса совести, тогда Бог обращается к нему через рупор страданий.
Клайв Стейплз Льюис

(Дея. 17, 1-15; Ин. 11, 47-57). "Что нам делать? Этот Человек много чудес творит". Только и нашла в Спасителе виновного иудейская ученость. И в наши дни немецкая ученость только и находит неуместного в Евангелии Христовом, что сверхъестественное: все хорошо, только это - вишь нейдет. И в решении обе учености сошлись. иудейская решила: "лучше, чтобы один человек умер", а не все погибнут; и немецкая положила: устраним сверхъестественное, чтоб сохранить все прочие истины евангельские. Что же вышло? Те сгубили народ, а эти растеряли все христианские истины, и теперь остались почти не при чем. Господь есть краеугольный камень здания спасения; так и вера в сверхъестественное есть краеугольный камень всего здания богодухновенной истины. Сам Спаситель, в лице Своем, венец сверхъестественности, а в Церкви - неистощимый Источник ее. Касающийся сего пункта касается зеницы ока Божия.

Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года