В рождестве девство сохранила еси, во успении мира не оставила еси, Богородице…

28 августа 2015 (15 августа)
Духовно-просветительский центр

28 августа Церковь отмечает Успение Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии.

В этот день мы воспоминаем праведную кончину Божией Матери — событие, окрашенное одновременно печалью об окончании жизненного пути Предстательницы за род человеческий и радостью о соединении Пречистой Матери Господней с Сыном Своим.

По обычаю в Храме Рождества Христова были совершены две Божественные литургии, а накануне всенощное бдение.

И на всенощном бдении и на Божественной литургии не раз повторялось ключевое песнопение праздника – тропарь:

В рождестве девство сохранила еси, во успении мира не оставила еси, Богородице, преставилася еси к животу, Мати сущи Живота, и молитвами Твоими избавляеши от смерти души наша.

О чем идет речь в этом песнопении?

1. О приснодевстве Божией Матери. Мы верим, что Она была Девой до рождения Спасителя, при самом рождении и осталась Девой после этого события.

Необычный способ рождения в мир Богочеловека предсказывал пророк Исаия: “Итак Сам Господь даст вам знамение: се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему: Еммануил” (Ис. 7:14). Об этой тайне идет речь на первых страницах Евангелия: она приводит в недоумение Саму Деву: “как будет это, когда Я мужа не знаю?” (Лк. 1:34) – и смущает Иосифа, который “будучи праведен и не желая огласить Ее, хотел тайно отпустить Ее” (Мф. 1:19).

Человеческий ум не в состоянии постичь эту тайну и начинает придумывать более “реалистичные” вещи. Это касается не только Иосифа, но и многих наших современников, выдумавших ряд версий этого события – от почти благочестивых до откровенно богохульных. Точку в споре, какая из версий истинная, ставит посланный Богом ангел: “Иосиф, сын Давидов! не бойся принять Марию, жену твою, ибо родившееся в Ней есть от Духа Святаго; родит же Сына, и наречешь Ему имя Иисус, ибо Он спасет людей Своих от грехов их” (Мф. 1:20-21).

2. О том, что смерть тела не разрывает отношения между членами Церкви.

Христос на Кресте вручил Своей Матери все человечество в лице Иоанна Богослова: “Се сын Твой” (Ин. 19:26). Ее помощь людям, Ее молитва за весь мир не прекратилась с Ее телесной смертью. Для Нее все мы – и праведные, и грешные, и добрые, и злые – дети, которых жалко, и которым хочется помочь вырасти нормальными людьми. Нормальными – с точки зрения Неба.

У Бога нет мертвых, у Него все живы. После смерти человек движется в том же направлении, что и до нее: если для него центром жизни был Бог, если он искренне любил ближних и стремился помогать им, меняется не суть, а форма этих отношений. Именно поэтому мы молимся Божией Матери и святым и имеем многочисленные свидетельства их помощи и поддержки – не только в книгах и рассказах, но и в личном опыте.

3. О том, что праведники наследуют вечную жизнь.

С точки зрения человека, привыкшего жить в двухмерном пространстве сиюминутных ценностей, не желающего поднять глаза к небу, земная жизнь – это безусловная ценность, за которую нужно цепляться всеми правдами и неправдами. С точки зрения христианина, самая настоящая жизнь – это жизнь будущего века, семя которой сеется и начинает прорастать еще в этой жизни. В такой системе координат телесная смерть – это не конец всего, а необходимый этап жизни, рождение в Жизнь Вечную.

В Вечность родиться тоже можно по-разному: или готовым к ней, или нежизнеспособным. Гусеница, не захотевшая расстаться со своими рогами и челюстями и отрастить крылья, не сможет взлететь в небо. Человек, не стремившийся к Вечной Жизни еще при жизни земной, не будет знать, что делать с обрушившимся на него пространством любви. А тот, кто уже из этого мира видит мир горний, без труда сориентируется там, когда придет время.

Нужна инструкция по отращиванию крыльев? Евангелие и жизнеописания людей, у которых это получилось: святых и, конечно же, Божией Матери.

4. О том, что Дева Мария – Мать Того, Кто сказал о Себе: “Я – путь, истина и жизнь”.

На вопрос апостола Фомы, каким путем идти в Жизнь Вечную, Христос сказал: “Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня” (Ин. 14:6). Как это – через Него? Что это за путь?

Другой возможности достичь Царствия Небесного, кроме как поверить Иисусу Христу как Царю и Богу, полюбить Его всем сердцем и стремиться исполнять Его волю, нет. Такая жизнь – это не тюрьма и не казарма со сплошным “низзя” заповедей и уставных предписаний, а полные тепла, света и радости отношения любящих и любимых. В этом – и жизнь, и истина.

И, конечно же, если полюбил Христа, невозможно не полюбить и Ту, благодаря Кому стало возможным Боговоплощение и все последующие евангельские события – в том числе Крест и Воскресение, после которых наша земная жизнь заканчивается не тупиком, а дверью в Вечность.

5. О том, что в конечном итоге смерть не властна над человеком.

Смерти нет. Это лейтмотив не только Пасхи, но и Успения. Само слово “успение” (засыпание, сон) – не столько синоним, сколько антоним слова “смерть”. Мертвые лежат в гробах, а уснувшие просыпаются полными сил и радуются новому дню.

На панихиде диакон или священник просит о тех, кого уже нет с нами: “Во блаженном успении вечный покой подаждь, Господи, усопшим рабом твоим…”  “Вечный покой” – это не холодная неподвижность трупа, а спокойствие живого, которого уже не терзают многочисленные страсти. Когда-нибудь и о нас попросят, чтобы смерть стала безмятежным сном, за которым последует радостное пробуждение навстречу новым горизонтам.

Уверенность в том, что только так и должно быть, звучит в тропаре Успения Божией Матери.

6. О силе материнской молитвы Пресвятой Богородицы.

Народная мудрость гласит: молитва матери и со дна моря достанет. Это более чем верно в отношении Божией Матери. Она нашла в Себе силы усыновить тех, кто распял Ее Сына – а можно ли представить себе большее дно, чем убийство кроткого и любящего Бога?

Конечно же, лучше не падать, а падая – сразу вставать, но в жизни все бывает очень по-разному. Если кажется, что это конец, что надежды нет, что лучше бы и не родиться вообще… не спешите погибать. Попросите о помощи Божию Матерь. Просто попросите. А потом, если будет желание, выясняйте в умных книгах, почему именно Она имеет власть Своей молитвой избавлять нас от смерти.

 

Эти же мысли повторяются и в другом ключевом песнопении праздника – кондаке:

В молитвах Неусыпающую Богородицу и в предстательствах непреложное упование гроб и умерщвление не удержаста: якоже бо Живота Матерь к животу престави во утробу Вселивыйся приснодевственную.

Мы надеемся на непрестанную молитву Божией Матери обо всех нас. Гроб и смерть не смогли удержать Ту, Что дала человеческую жизнь Истинной Жизни. Дева Мария – не сверхчеловек, Она – Одна из нас. Значит, и для нас возможны и блаженное успение, и жизнь бесконечная.

 
 
 
Сегодня 20 июня (7 июня) пятница
Мученик Александр Римский

Седмица 6-я по Пасхе.

Мц. Гликерии (житие) девы и с нею мч. Лаодикия, стража темничного. Мч. Александра (Житие, икона) Римского. Свт. Павсикакия (Житие), еп. Синадского. Свв. Георгия (Житие) исп. с супругою Ириною и чадами. Прп. Евфимия (Житие, икона) Иверского, Святогорца (Груз.). Прав. Гликерии (Житие) девы, Новгородской. Перенесение мощей прмч. Макария (житие, икона) Каневского, игумена Пинского, Переяславского чудотворца. Сщмчч. Василия (Житие), Александра (Житие) и Христофора (Житие) пресвитеров, прмч. Макария (Житие) и мч. Сергия (Житие). Мчч. 103 Черкасских.

8.30   Часы 3-й, 6-й. Литургия. Молебен о Российских воинах. Лития.
16.45   Исповедь.
17.00   Вечернее богослужение (полиелей).
Завтра 21 июня (8 июня) суббота
Вмч. Феодора Стратилата. Собор всех Богоносных отцев, во Святой Горе Афонской просиявших.(с 22 июня)
8.30   Часы 3-й, 6-й. Литургия. Панихида. Молебен о Российских воинах.
16.30   Молебен о беременных.
16.45   Исповедь.
17.00   Всенощное бдение.
Все расписание богослужений


Бог говорит с человеком шёпотом любви, если же он не слышит - то голосом совести. Если человек не слышит и голоса совести, тогда Бог обращается к нему через рупор страданий.
Клайв Стейплз Льюис

(Дея. 17, 1-15; Ин. 11, 47-57). "Что нам делать? Этот Человек много чудес творит". Только и нашла в Спасителе виновного иудейская ученость. И в наши дни немецкая ученость только и находит неуместного в Евангелии Христовом, что сверхъестественное: все хорошо, только это - вишь нейдет. И в решении обе учености сошлись. иудейская решила: "лучше, чтобы один человек умер", а не все погибнут; и немецкая положила: устраним сверхъестественное, чтоб сохранить все прочие истины евангельские. Что же вышло? Те сгубили народ, а эти растеряли все христианские истины, и теперь остались почти не при чем. Господь есть краеугольный камень здания спасения; так и вера в сверхъестественное есть краеугольный камень всего здания богодухновенной истины. Сам Спаситель, в лице Своем, венец сверхъестественности, а в Церкви - неистощимый Источник ее. Касающийся сего пункта касается зеницы ока Божия.

Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года