25 января. «Смотрим вместе». Программа, посвященная празднику Крещения Господня и памяти святой мученицы Татьяны.

25 января 2015 (12 января)
Духовно-просветительский центр

В воскресенье 25 января Духовно-просветительский центр представил очередную видео программу из серии «Смотрим вместе». Программа была посвящена сразу двум событиям: празднику Крещения Господня и памяти святой мученицы Татьяны.

В начале программы был предложен фильм «Крещение» из цикла «Православная энциклопедия», где живым и понятным языком было рассказано о всех аспектах праздника Крещения Господня.

Это важно, потому что зачастую мы не совсем правильно расставляем акценты, когда говорим о праздновании этого события. Для некоторых, например, самым главным и обязательным атрибутом этого праздника является купание в проруби. А вот известный священник Русской Православной Церкви о. Димитрий Смирнов считает, что это совсем необязательный атрибут. Более того, в своем видеоответе на вопрос о значении купания в проруби, он отметил, что такое купание к Крещению Господню вообще непосредственного отношения не имеет. Это наш русский «боевой» обычай. Купаться, конечно, не воспрещается, но это далеко не главное. А что же главное? Может быть святая вода?

Святая вода, освящаемая великим чином, безусловно, является великой святыней. В видеосюжете, показанном в ходе программы, было сказано, что под воздействием слов молитвы вода даже структуру свою упорядочивает. В отношении структуры есть варианты, но то, что святая вода наполняется Божественным присутствием и становится не только целительным веществом, но и средством общения с Богом – несомненно. Именно об этом следует помнить, когда мы приходим за водой, пьем или как-то еще используем эту воду. Все это делать мы должны с любовью, благодарностью и благоговением и покаянием. Но и святая вода во время празднования Крещения Господня – это не главное.

Главное, быть в храме, вспоминать о празднуемом событии, переживать его, осознавать его значение, участвовать в нем и завершить это причащением Святых Христовых Тайн.

В чем же значение этого события?

Во-первых, Крещение Христа на Иордане есть первое в истории человечества явление Бога Троицы человеку.

Во-вторых, Христос приходит на Иордан, чтобы было понятно, что Он не только Человек, но и возлюбленный Сын Божий, на Котором почиет Божественное благоволение.

Третье значение, о котором говорит служба церковная, Христос очистил водное естество; иногда на иконах изображается, что Христос стоит в Иордане, и в воде там разные фигуры изображаются, так символически изображаются изгоняемые из Иордана нечистые духи. Христос очистил водное естество; взял на себя, как говорит служба, грех человеческий, грех всего мира.

В-четвертых, Христос, придя на Иордан, явил особое послушание воле Своего Отца Небесного; такова была воля Отца, чтобы не нуждающийся в крещении пришел.

В-пятых, Христос на Иордане, дал нам прообраз христианского крещения, позволяющего человеку начать жизнь с чистого листа.

В-шестых, с момента Крещения Христа на Иордане начинается собственно земное служение Господа Иисуса Христа.

В-седьмых, Крещение Господне напоминает всем нам о Таинстве нашего собственного Крещения, призывая каждого из нас принять это Таинство не как некий обычай, или, как говорят люди незнающие, обряд, а как великую тайну нашего спасения, и вместе с Крещением облечься во Христа. Это облечение не происходит мгновенно — так, чтобы человек вышел из вод Крещения и сразу облекся во Христа. Облечение во Христа, в спасительные ризы есть дело всей жизни, оно всегда сопровождается борьбой, напряжением сил, потому что облечение во Христа требует преодоления многих искушений, соблазнов и обманов, всего того, что часто отрывает человека от Бога. Это есть некое задание на всю человеческую жизнь, и до самого последнего дыхания каждый из нас должен повторять эти дивные слова: «Я во Христа крестился, я во Христа облекаюсь».

* * *

Святая мученица Татиана Римская

Вторая часть программы была посвящена святой мученице Татиане. В нашей стране к святой мученице Татиане особое отношение.

Во-первых, потому что 12 января (25 января по новому стилю) 1754 г., т.е. в день памяти святой Татианы, Петром Великим была основана Российская академия наук в Санкт-Петербурге, а в этот же день через 31 год императрицей Елизаветой Петровной подписывается указ об основании Московского университета. Неудивительно, что домовой храм университета был освещен в честь святой мученицы Татианы, которая с тех пор стала покровительницей российского студенчества.

Во-вторых, дар горячего желания служить Богу, проявляемый святой Татианой в течение всей ее недолгой жизни, окончившийся принятием мученического венца около 225 г., и девственная красота, замеченная в ее светлом облике, были восприняты и раскрыты в характере многих и многих русских женщин.

Поздравляем всех Татьян с днем тезоименитства и желаем им идти по жизни рука об руку со своей небесной покровительницей.  

 

 
 
 
Сегодня 3 мая (20 апреля) суббота
Мученик Гавриил Белостокский

Седмица 2-я по Пасхе.

Прп. Феодора (Житие, икона) Трихины. Свтт. Григория (Житие), Анастасия (Житие) I Синаита , Патриархов Антиохийских. Прп. Анастасия (Житие), игумена Синайской горы. Прп. Александра (Житие, икона) Ошевенского. Мч. младенца Гавриила (Житие, икона) Белостокского. Свт. Николая (Житие, икона), еп. Охридского и Жичского. (Серб.) Свт. Феодосия исп., еп. Коломенского. Кипрской (Икона, икона) иконы Божией Матери.

8.30   Часы 3-й, 6-й. Литургия. Панихида. Молебен о Российских воинах.
16.30   Молебен о беременных.
16.45   Исповедь.
17.00   Всенощное бдение.
Завтра 4 мая (21 апреля) воскресенье
Неделя 3-я по Пасхе, святых жен-мироносиц. Праведных Иосифа Аримафейского и Никодима. Сщмч. Ианнуария еп. и дружины его (ок. 305). Блгв. Тамары, царицы Грузинской (XIII).
6.30   Часы 3-й, 6-й. Литургия. Заупокойная лития.
9.00   Часы 3-й, 6-й. Литургия. Молебен. Крестный ход.
16.45   Исповедь.
17.00   Вечерня с акафистом Воскресению Христову.
Все расписание богослужений


Бог говорит с человеком шёпотом любви, если же он не слышит - то голосом совести. Если человек не слышит и голоса совести, тогда Бог обращается к нему через рупор страданий.
Клайв Стейплз Льюис

(Дея. 5, 21-33; Ин. 6, 14-27). Что прежде Петр и Иоанн говорили властям, то же потом сказали им и все апостолы: "должно повиноваться больше Богу, нежели человекам; Бог отцов наших воскресил Иисуса, которого вы умертвили, повесивши на древе; Его возвысил Бог десницею Своею в Начальника и Спасителя, дабы дать Израилю покаяние и прощение грехов; свидетели Ему в сем мы и Дух Святый, которого Бог дал повинующимся Ему". Какая искренность, полнота, определенность и ясность исповедания! Бог так устроил, чтобы Распятому быть Спасителем нашим через оставление грехов в покаянии. Свидетели - апостолы очевидцы и Дух Святый, явно действовавший в них и во всех верующих. Те же свидетели и до наших дней пребывают в силе. Что св. апостолы говорят, это то же, как бы мы сами видели и слышали то своими очами и ушами. И Дух благодати действует непрерывно в св. Церкви, в чудотворениях, в обращении грешников и, особенно, в претворении прилежно работающих Господу, в их освящении и исполнении очевидными благодатными дарами. Последнее придает большую силу первому, и оба вместе сильны образовать крепкое убеждение в истине Христовой, во всех душах истинолюбивых. Благодарение Богу истины, истину Свою так ясно нам являющему!. .

Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года