25 января. «Смотрим вместе». Программа, посвященная празднику Крещения Господня и памяти святой мученицы Татьяны.

25 января 2015 (12 января)
Духовно-просветительский центр

В воскресенье 25 января Духовно-просветительский центр представил очередную видео программу из серии «Смотрим вместе». Программа была посвящена сразу двум событиям: празднику Крещения Господня и памяти святой мученицы Татьяны.

В начале программы был предложен фильм «Крещение» из цикла «Православная энциклопедия», где живым и понятным языком было рассказано о всех аспектах праздника Крещения Господня.

Это важно, потому что зачастую мы не совсем правильно расставляем акценты, когда говорим о праздновании этого события. Для некоторых, например, самым главным и обязательным атрибутом этого праздника является купание в проруби. А вот известный священник Русской Православной Церкви о. Димитрий Смирнов считает, что это совсем необязательный атрибут. Более того, в своем видеоответе на вопрос о значении купания в проруби, он отметил, что такое купание к Крещению Господню вообще непосредственного отношения не имеет. Это наш русский «боевой» обычай. Купаться, конечно, не воспрещается, но это далеко не главное. А что же главное? Может быть святая вода?

Святая вода, освящаемая великим чином, безусловно, является великой святыней. В видеосюжете, показанном в ходе программы, было сказано, что под воздействием слов молитвы вода даже структуру свою упорядочивает. В отношении структуры есть варианты, но то, что святая вода наполняется Божественным присутствием и становится не только целительным веществом, но и средством общения с Богом – несомненно. Именно об этом следует помнить, когда мы приходим за водой, пьем или как-то еще используем эту воду. Все это делать мы должны с любовью, благодарностью и благоговением и покаянием. Но и святая вода во время празднования Крещения Господня – это не главное.

Главное, быть в храме, вспоминать о празднуемом событии, переживать его, осознавать его значение, участвовать в нем и завершить это причащением Святых Христовых Тайн.

В чем же значение этого события?

Во-первых, Крещение Христа на Иордане есть первое в истории человечества явление Бога Троицы человеку.

Во-вторых, Христос приходит на Иордан, чтобы было понятно, что Он не только Человек, но и возлюбленный Сын Божий, на Котором почиет Божественное благоволение.

Третье значение, о котором говорит служба церковная, Христос очистил водное естество; иногда на иконах изображается, что Христос стоит в Иордане, и в воде там разные фигуры изображаются, так символически изображаются изгоняемые из Иордана нечистые духи. Христос очистил водное естество; взял на себя, как говорит служба, грех человеческий, грех всего мира.

В-четвертых, Христос, придя на Иордан, явил особое послушание воле Своего Отца Небесного; такова была воля Отца, чтобы не нуждающийся в крещении пришел.

В-пятых, Христос на Иордане, дал нам прообраз христианского крещения, позволяющего человеку начать жизнь с чистого листа.

В-шестых, с момента Крещения Христа на Иордане начинается собственно земное служение Господа Иисуса Христа.

В-седьмых, Крещение Господне напоминает всем нам о Таинстве нашего собственного Крещения, призывая каждого из нас принять это Таинство не как некий обычай, или, как говорят люди незнающие, обряд, а как великую тайну нашего спасения, и вместе с Крещением облечься во Христа. Это облечение не происходит мгновенно — так, чтобы человек вышел из вод Крещения и сразу облекся во Христа. Облечение во Христа, в спасительные ризы есть дело всей жизни, оно всегда сопровождается борьбой, напряжением сил, потому что облечение во Христа требует преодоления многих искушений, соблазнов и обманов, всего того, что часто отрывает человека от Бога. Это есть некое задание на всю человеческую жизнь, и до самого последнего дыхания каждый из нас должен повторять эти дивные слова: «Я во Христа крестился, я во Христа облекаюсь».

* * *

Святая мученица Татиана Римская

Вторая часть программы была посвящена святой мученице Татиане. В нашей стране к святой мученице Татиане особое отношение.

Во-первых, потому что 12 января (25 января по новому стилю) 1754 г., т.е. в день памяти святой Татианы, Петром Великим была основана Российская академия наук в Санкт-Петербурге, а в этот же день через 31 год императрицей Елизаветой Петровной подписывается указ об основании Московского университета. Неудивительно, что домовой храм университета был освещен в честь святой мученицы Татианы, которая с тех пор стала покровительницей российского студенчества.

Во-вторых, дар горячего желания служить Богу, проявляемый святой Татианой в течение всей ее недолгой жизни, окончившийся принятием мученического венца около 225 г., и девственная красота, замеченная в ее светлом облике, были восприняты и раскрыты в характере многих и многих русских женщин.

Поздравляем всех Татьян с днем тезоименитства и желаем им идти по жизни рука об руку со своей небесной покровительницей.  

 

 
 
 
Сегодня 20 июня (7 июня) пятница
Мученик Александр Римский

Седмица 6-я по Пасхе.

Мц. Гликерии (житие) девы и с нею мч. Лаодикия, стража темничного. Мч. Александра (Житие, икона) Римского. Свт. Павсикакия (Житие), еп. Синадского. Свв. Георгия (Житие) исп. с супругою Ириною и чадами. Прп. Евфимия (Житие, икона) Иверского, Святогорца (Груз.). Прав. Гликерии (Житие) девы, Новгородской. Перенесение мощей прмч. Макария (житие, икона) Каневского, игумена Пинского, Переяславского чудотворца. Сщмчч. Василия (Житие), Александра (Житие) и Христофора (Житие) пресвитеров, прмч. Макария (Житие) и мч. Сергия (Житие). Мчч. 103 Черкасских.

8.30   Часы 3-й, 6-й. Литургия. Молебен о Российских воинах. Лития.
16.45   Исповедь.
17.00   Вечернее богослужение (полиелей).
Завтра 21 июня (8 июня) суббота
Вмч. Феодора Стратилата. Собор всех Богоносных отцев, во Святой Горе Афонской просиявших.(с 22 июня)
8.30   Часы 3-й, 6-й. Литургия. Панихида. Молебен о Российских воинах.
16.30   Молебен о беременных.
16.45   Исповедь.
17.00   Всенощное бдение.
Все расписание богослужений


Бог говорит с человеком шёпотом любви, если же он не слышит - то голосом совести. Если человек не слышит и голоса совести, тогда Бог обращается к нему через рупор страданий.
Клайв Стейплз Льюис

(Дея. 17, 1-15; Ин. 11, 47-57). "Что нам делать? Этот Человек много чудес творит". Только и нашла в Спасителе виновного иудейская ученость. И в наши дни немецкая ученость только и находит неуместного в Евангелии Христовом, что сверхъестественное: все хорошо, только это - вишь нейдет. И в решении обе учености сошлись. иудейская решила: "лучше, чтобы один человек умер", а не все погибнут; и немецкая положила: устраним сверхъестественное, чтоб сохранить все прочие истины евангельские. Что же вышло? Те сгубили народ, а эти растеряли все христианские истины, и теперь остались почти не при чем. Господь есть краеугольный камень здания спасения; так и вера в сверхъестественное есть краеугольный камень всего здания богодухновенной истины. Сам Спаситель, в лице Своем, венец сверхъестественности, а в Церкви - неистощимый Источник ее. Касающийся сего пункта касается зеницы ока Божия.

Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года